Как только не восхваляют выбор! «Слава Богу, что мы имеем возможность выбирать власть хоть иногда!»; «Выбор – в этом и есть значение рекламы!»; «Чем больше выбора – тем больше свободы!». Да что там! Выбор уже просто стал синонимом свободы. Есть выбор – есть свобода. Есть, например, выбор между Пепси Колой и Кока Колой. Ерунда, что они не отличаются по вкусу, зато отличаются по имиджу. Есть выбор между «Марсом» и «Сникерсом». «Марс» – для «правильных» мальчиков, а «Сникерс» – для «придурков». Каждому надо дать свою игрушку. Главное, что и «Марс» и «Сникерс» принадлежат одной фирме, и деньги идут в один карман. Так же как «левых» и «правых» кандидатов финансируют одни и те же олигархи. «От предписания, — говорит Ж. Бодрийяр, — система переходит к расписанию». Если есть выбор – значит, надо выбирать, значит, надо принимать решение, значит, надо проявлять-таки свою свободу, значит, надо брать ответственность за выбранный вариант и нести вину за вариант – не выбранный. Выбор – важнейший способ провокации субъектности и, одновременно, самая большая ловушка. Варианты, возможные расписанные выборы лишают нас возможности выбрать что-то иное, кроме предлагаемого. Они приковывают к своей фактичности. Выбор – это ограничение возможностей, а не расширение, тем более, что все псевдо-альтернативы ведут к одному пути.
- Предыдущая запись
- Следующая запись