В безумии, говорил Хрисипп, душа поддается неистовому порыву. Ныряльщик, прыгнувший в во¬ду, уже не может остановить свое падение. Даже бег и тот является «безумием» движения: бегущий чело¬век не в силах остановиться и замереть в единый миг. Аристотель говорил: люди, бросающие камни, не могут вернуть их назад. Цицерон в «Тускуланских беседах» (IV, 18) писал: «Человек, бросивший¬ся (praecipitaverit ) с вершины Левкадского мыса в море, не сможет остановиться на полпути к воде, да¬же если захочет». Praecipitatio — это падение голо¬вой вниз в бездну. В своем трактате «О гневе» (I, 7) Сенека Младший повторяет этот образ Цицерона — образ человека, падающего в пропасть, — и коммен¬тирует этот «смертельный прыжок» следующим об¬разом: бросившийся вниз не только не способен вер¬нуться назад, но он «не способен не попасть туда, куда мог бы не бросаться» (et поп licet ео поп рег- venire quo поп ire licuisset).
- Предыдущая запись
- Следующая запись